Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
Прием, регистрация и разрешение в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
С 11 августа уже существующая в полиции функция стала государственной услугой, которая предоставляется по новым правилам.
Оказывать ее гражданам сотрудники правоохранительных органов будут бесплатно и круглосуточно в рамках вступившего в силу приказа МВД РФ №140 «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
Согласно регламента получателями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные и иные лица. В самом документе перечислен весь механизм обращения со сведениями различного толка и содержания, поступающими в органы внутренних дел от населения. Предусмотрена градация по способам их передачи с помощью средств коммуникации, телефона, электронной почты, СМИ, в письменной и устной форме от конкретных лиц и т.д. Также определен алгоритм работы с анонимными сообщениями, не имеющими подписи, в которых без указания личных данных автора могут также излагаться сведения о готовящемся террористическом акте. Детально изложен процесс обжалования гражданами принятого сотрудниками полиции решения по их заявлению, обращения с жалобами на действия или бездействия представителей органов внутренних дел.
Четко прописан в приказе МВД РФ № 140 и порядок регистрации существующих видов информации, с занесением их в книгу учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, с присвоением им порядкового номера и выдачей заявителю талона-уведомления, с помощью которого он сможет проследить весь путь движения своего обращения от момента подачи такового и до принятия по нему решения (например, о возбуждении уголовного дела, или дела об административном правонарушении, вынесении отказного материала, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, передаче по подследственности, подсудности, направлению по территориальности, о приобщении заявления (сообщения) о происшествии к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии (п. 22.8), о приобщении заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела (п.22.9), о передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима (п.22.10)).
По присвоенному номеру заявитель может уточнить, кому из должностных лиц органов внутренних дел поручено разбираться в деле и на какой стадии оно находится.
В целом же общий порядок оказания органами правопорядка государственной услуги подобного рода и способы разъяснения гражданам о ее действии перечислен в соответствующем разделе приказа, в частности в п. 11 говорится:
- При индивидуальном устном (по телефону или лично) информировании уполномоченный сотрудник органов внутренних дел должен назвать свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность. В вежливой форме, корректно, используя официально-деловой стиль речи, проинформировать обратившееся лицо о порядке и (или) ходе предоставления государственной услуги, предварительно предложив ему назвать свою фамилию, имя, отчество. В случае отказа или некорректных высказываний – прекратить разговор.
При обращении заявителя по телефону уполномоченным сотрудником органов внутренних дел предоставляется информация:
о нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (вид акта, регистрационные данные и наименование), за исключением нормативных правовых актов ограниченного распространения.
о месте нахождения соответствующего подразделения территориального органа МВД России.
о местах размещения в электронных информационных ресурсах необходимых справочных материалов.
о регистрационном номере, под которым в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии и дате регистрации.
о должностном лице органов внутренних дел (фамилия, имя, отчество, должность, служебный телефон), осуществляющем рассмотрение заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.
о принятии решения по конкретному заявлению или сообщению о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии.
При индивидуальном информировании заявителя о рассмотрении его заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии не допускается разглашение сотрудником полиции сведений конфиденциального характера и иной, охраняемой законодательством Российской Федерации информации.
В одном из пунктов приказа МВД РФ №140 дается еще одно разъяснение о времени, которое отводится на информирование населения о данной госуслуге:
- Если для осуществления индивидуального информирования требуется более десяти минут, уполномоченный сотрудник органов внутренних дел должен предложить заявителю обратиться за получением информации письменно.
Процесс ознакомления населения с приказом МВД РФ №140, утверждающим административный регламент и изложенный в нем порядок по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях должно проводится через СМИ и ведомственный сайты, наименование таковых перечислены отдельно, наряду с другими формами наглядной агитации и пропаганды.
Сделан акцент и на сознательности граждан, которых сотрудники полиции в процессе приема заявления о преступлении информируют, об уголовной ответственности, предусмотренной за заведомо ложный донос. Также в пункте 29 приказа МВД РФ №140 сказано о том, что заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии подлежат обязательному приему и рассмотрению за исключением, тех, которые направляются в электронном виде по информационным системам общего пользования и содержат в себе неверные сведения об отправителе, или текст некорректно сформулирован (например, не поддается прочтению). Есть и другие ограничения.
Положения настоящего Административного регламента не распространяются на:
сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом подразделением вневедомственной охраны объекте, не являющимся особо важным объектом, объектом повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектом, подлежащим обязательной охране полицией, если в результате реагирования на сигнал «тревога» не выявлены признаки преступления или административного правонарушения.
сообщения о дорожно-транспортных происшествиях, поступившие в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, не требующие проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, единственным последствием которых являются механические повреждения транспортных средств.
анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, а также анонимные сообщения, поступившие по телефону, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений (сообщений), содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
выявленные непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административные правонарушения, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях.
заявления граждан, должностных и иных лиц, носящие специальный характер, связанные с выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является поступление в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения полиции) заявлений (сообщений), указанных в пункте 20 настоящего Административного регламента.
Процесс подачи заявления, продолжает он, максимально продуман. В целом, при общем сходстве с действовавшим ранее порядком, предусмотренным приказами МВД РФ №333 от 4.05.2010 г. и №386 от 17.05.11, ныне уже утратившими силу, в которых также были изложены все вышеперечисленные принципы работы сотрудников органов внутренних дел, в части кающейся учетно-регистрационной дисциплины появились и свои новшества. Например, большое значение уделено Интернет-ресурсам. Через них предписано информировать население о данном административном регламенте. Кроме этого, уделено внимание и наличию комнат для приема заявителей. Определено и время, в течение, которого гражданин при личном обращении в органы внутренних дел может дожидаться в очереди приема у него заявления. На таковую услугу отводится не более 30 минут. Полиция работает круглосуточно и подать заявление по месту жительства или происшествия можно в любое время суток.
По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии – продолжает он, руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю.
В п.38 отдельно сказано, что основным требованием доступности и качеству государственной услуги является возможность подачи заявления о правонарушении в любой орган внутренних дел, любому уполномоченному сотруднику в любое время, независимо от места и времени их совершения.